[Список Лекций] [Воспоминания о В.А. Коптюге] [Ученики – продолжение учителя] [<<] [<] [^]

Воспоминания о В.А. Коптюге

Ученики – продолжение учителя

Коптюг В.А., Диканский Н.С.

Бушмелев В.А. к.х.н., м.н.с. НИОХ.

С ВАКом – так его часто называют между собой в лаборатории – я впервые познакомился в уже далекие 1960-е гг., будучи старшекурсником Ленинградского университета, был в Новосибирске на практике. Уже тогда многие его черты подкупали, и я сделал все от меня зависящее, чтобы получить назначение в его лабораторию. А еще некоторое время спустя у меня не существовало двух мнений относительно целесообразности совершенствования в аспирантуре у Валентина Афанасьевича. Сам он, в свое время прошедший через аспирантуру, в отличие от модных сейчас разговоров о необходимости ее отмены, рассматривал аспирантуру как эффективнейшую форму подготовки научных кадров. В соответствии в такими взглядами он всегда уделял своим аспирантам большое внимание и находил для этого необходимое время.

Его отношения с аспирантами и сотрудниками, всегда сугубо деловые, со стороны могут кому-то показаться суховатыми, слишком официальными. Но при всем этом – общение с Валентином Афанасьевичем всегда как бы окрыляло. Даже в очень трудных ситуациях после бесед с ним становились видны возможные повороты темы, новые решения… Появлялось нечто вроде внутреннего горения, находились резервы, о которых и не подозревал ранее.

Репинская И.Б. к.х.н., доцент кафедры органической химии НГУ.

Когда я ехала из Ленинграда работать в НГУ, то слышала и такое: «Желательно продолжить работы по прежней тематике, но, конечно, Валентин Афанасьевич не поддержит это…». Первый вопрос Коптюга: «Будете продолжать свою тему? Хотите присоединиться к тематике моей лаборатории? Пожалуйста, как хотите. Обсудим все конкретно. Подготовьте Ваши предложения… Встретимся… (точное время)».

К назначенному сроку Валентин Афанасьевич просмотрел мои работы, учел их направленность и к встрече уже подготовил план развития темы.

Далее мы работали так. Встречались минут на 20-30, редко больше. Обсуждали план либо его фрагменты, далее я работала самостоятельно. Консультации, обмен мнениями – по просьбе, в назначенное время. Развиваю тему, ставлю заранее оговоренный эксперимент, придумываю дополнительный. Пишу статью. Статья Валентином Афанасьевичем перерабатывается, как правило основательно. Он смотрит подготовительные материалы (документы, спектры), проверяет их достаточность и достоверность, просматривает всю литературу, которая касается темы и ее конкретных аспектов. Находит противоречия, аналогии. К следующей встрече – не только анализ моей работы готов, но и ее обобщение, теоретическая гипотеза. Каждая такая встреча – гигантский заряд на будущее.

В принципиальных вопросах Валентин Афанасьевич очень требователен – до жесткости. Более мягок, добр, снисходителен со студентами, начинающими аспирантами, но в большинстве случаев манера сухая, требовательная. К этому сразу трудно привыкнуть. Однажды я так и сказала: «С Вами очень трудно работать! – Да, я знаю». Но при этом – всегда есть возможность обсудить с ним любую проблему: научную, организационную, даже личную…

В целом стиль научного руководства В.А. Коптюга может быть охарактеризован следующими особенностями: - «зарядовый» метод работы с учениками, предоставление самостоятельности в работе, отсутствие постоянного контроля; требовательность во всем, доверие; человечность, высокая порядочность в отношениях. Но в целом стиль сухой, деловой, неэмоциональный.

Университетская жизнь.- №9.- от 28 февраля 1984

[<<] [<] [^]