[Справочник] [Справочные статьи] [Рассказывает академик И.Н. Векуа (Университетская жизнь. 1987, от 21 апр.)]

Рассказывает академик И.Н. Векуа (Университетская жизнь. 1987, от 21 апр.)

Наш специальный корреспондент С. Гущев имел беседу с ректором Новосибирского государственного университета академиком Ильей Несторовичем Векуа. Ниже публикуется рассказ об этой встрече.

…Вечер. Мы беседуем с академиком Ильей Несторовичем Векуа в его уютном коттедже. В окна сквозь молодые березки и сосны чуть видна дорога. По ней время от времени проплывет грузовик-самосвал, проедет автокран. Академический городок продолжает строиться. И хозяин дома говорит мне:

Как быстро развиваются сибирские города! Гораздо быстрее, чем ожидают, они вырастут в крупнейшие не только промышленные, но и культурные центры. Возьмите Иркутск. Здесь уже девять больших академических научно-исследовательских институтов. Я уже не говорю о Новосибирске. Сегодня … Новосибирск – центр мирового значения. Я объехал Соединенные Штаты Америки, побывал в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Лос-Анжелесе… Все здесь слышали о нашем прославленном городе. И когда американские ученые узнали, что мы из Новосибирска («Вы живете в Новой Сибири?»), отношение к нам становилось особенно почтительным. Не скрою, было приятно. Мы гордились за свой город, за нашу Новую Сибирь.

Американцы (а кое-кто из них побывал у нас) признавались, что считают Сибирский научный центр образцом и хотели бы создать что-нибудь подобное у себя. Я далек от того, чтобы идеализировать структуру и организацию нашей науки и высшей школы. Но одно мы знаем наверняка, если уж нами продумана и поставлена цель, то она обязательно будет достигнута.

Мы твердо оцениваем свои возможности и знаем, что впереди – большая и сложная работа. Все, что было сделано в Новосибирске до сих пор, - только начало.

Академик на минуту прерывает нашу беседу, чтобы подбросить в камин несколько сухих поленьев.

Беседа продолжается. Как ректор Новосибирского университета академик Векуа, естественно, не может обойти молчанием подготовку молодежи в вузах, а как видный математик он, конечно, говорит и о своей любимой науке. Впрочем, забота о хорошей математической подготовке диктуется, видимо, не только тем, что сам он математик. Причины здесь более глубокие. Ведь математика – «царица все наук». Это сегодня основа новых методов.

Одна из прямых задач Новосибирского университета – готовить столько высококвалифицированных специалистов, чтобы насытить ими в достаточном количестве сибирские вузы. Ради этого великого дела приехал в Сибирь и я, не молодой уже человек. Все вместе мы хотим изменить положение, когда отсутствие квалифицированных кадров сдерживает, лимитирует развитие науки в других наших городах. Вот тогда культурный и научный уровень былых сибирских окраин поднимется повсеместно. Мы понимаем, что плоды усилий ученых скажутся только через пять, а то и пятнадцать лет, но ради этого стоит работать.

В НГУ может и должно учиться 5-6 тысяч человек. К этому дело и идет. В 1961 году в университет было подано 1000 заявлений о приеме, в 1962 году – 1500, в этом году – 2000. К университету, к науке интерес у молодежи огромный. Любопытно, что заявления поступают из всех областей Сибири, и только одна десятая часть желающих – самого города Новосибирска.

В Академгородке сейчас реализуются новые принципы подготовки научных кадров. Условия здесь для этого, как я уже говорил, благоприятные. Два десятка научных институтов – это наша база. С третьего курса студенты приучаются к исследовательской работе, связаны с тем или институтом. На четвертом курсе они ведут самостоятельную тему, а к пятому часто становятся авторами научных работ. Мы хотим пораньше будить у молодежи самостоятельное мышление, ускорить подготовку, а главное – увлечь молодых творчеством, наукой, этой самой большой романтикой нашего времени.

Важно вовремя, пораньше подметить и направить дарование человека. Сегодня эта педагогическая задача приобретает, на мой взгляд, государственное значение. Ведь даже очень способный студент, если он овладевает наукой пассивно, если дарование в нем не разбудить, может пропасть для науки. Это случается, когда человек, не находя себя, успевает повзрослеть и оказывается захваченным другими, чисто житейскими интересами, от науки в общем-то далекими. Что будет, если мы «провороним» сотни дарований? Сколько будет потрачено денег, сил и времени впустую! Этого мы не имеем права допускать! Вот почему ученые Академгородка озабочены сейчас созданием такой системы подготовки кадров, при которой способные люди будут, начиная со школьной скамьи, иметь дело с любимой специальностью.

Сибирская физико-математическая олимпиада школьников, проведенная по инициативе и при участии ученых Сибирского отделения АН СССР, показала, что многие юные талантливые физики и математики выходят из деревни, из небольших городов. Чем объяснить это явление – не знаю, но значение его колоссально. Ведь до сих пор «резервом» университетов считалась молодежь из крупных городов.

Чтобы не упустить из поля зрения ученых тех ребят, что приезжают издалека и имеют склонность только к физике и математике, в Академгородке в этом году было открыта физико-математическая школа – интернат. При университете действуют также курсы повышения квалификации учителей: зимние – для городских, летние - для учителей области. Все это, разумеется, только часть мер, принимаемых для того, чтобы в пять - десять раз поднять выпуск квалифицированных научных специалистов.

…Камин догорает. Наша беседа идет к концу. Волнение, с которым академик говорит о своем любимом деле, передается мне. Я понимаю, почему он горячо говорит о ребятах из деревни, среди которых, наверное, растет немало будущих Ломоносовых. Ведь сам Илья Несторович до 16 лет рос в деревне Шешелети, недалеко от Сухуми.

Мне очень хочется, чтобы он ответил еще на один вопрос: что же все-таки самое главное для молодого человека, который собирается посвятить себя науке?

- Я считаю, - говорит академик, - очень сильно ошибаются те, кто думает, что математик – узкий специалист. Настоящий, крупный ученый, способный оставить в науке след, - это тот, кто сочетает свои узко научные интересы с общественными интересами, с интересами нашего государства. Обратитесь к истории, виднейшие наши ученые были именно такими. А те, у кого намечались даже блестящие математические способности, отставали, если не учитывали требований жизни.

Мне было обидно за некоторых друзей, моих однокашников, которые как бы замерли в своем развитии и лишь потому, что упорно вращались в кругу одних и тех же идей. А как они обижались, когда им говорили: «А где же ваши результаты, ваша продукция?»

Широта взгляда, умная стратегия в сочетании с маневренностью, мобильностью мысли, умение привлекать все виды оружия, все методы науки – вот качества ученого. Их, эти качества, мы и хотим воспитать у молодежи. Это и есть наше большое искомое.