[Список Лекций] [Воспоминания о Реме Ивановиче Солоухине] [Организация методической работы] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Воспоминания о Реме Ивановиче Солоухине

Организация методической работы

Первые студенты в читальном зале

Одной из тяжких проблем первого времени были учебные программы для студентов по изучаемым курсам… Тот же классический математический анализ, скажем, профессор А.А. Ляпунов читал по-своему, а доценты Л.Я. Савельев или Ю.Г. Решетняк по-своему. Оригинальный курс теоретической органической химии разрабатывал тогда еще доцент В.А. Коптюг. Обновленный курс физической химии ввел профессор В.В.Воеводский. По-новому перестраивал курс теории вероятностей и математической статистики профессор А.А. Боровков. Оригинальный курс высшей математики для биологов был разработан доцентом Ю.И. Гильдерманом. А уж курс общей физики под руководством профессора А.М. Будкера подвергся такому радикальному преобразованию, что «классики» приходили от этого в неописуемый ужас… И это всего лишь перечень наугад взятых отдельных дисциплин разных специальностей…

Ведь изначально предполагалось, что коль скоро создается нетрадиционный университет, вести лекционные курсы в нем должны лишь крупные специалисты и по оригинальным программам. Но когда дело подходило к сессии, то начинались студенческие волнения: что будет вынесено на экзамены, где взять соответствующие программы сдаваемых дисциплин и т.д. Оказалось, что многие лекторы заранее свои программы студентам не выдавали, отговариваясь тем, что трудно предсказать, как пойдет курс, на чем придется остановиться. Много энергии пришлось потратить и ректорату и деканатам, чтобы переломить эту тенденцию.

Первые годы работы университета, когда общенаучные и специальные дисциплины вели специалисты, имевшие за плечами солидный педагогический опыт в МФТИ, МГУ или ЛГУ, издержки от позднего представления программ носили сугубо технический характер. Однако университет по наборам студентов рос стремительными темпами, лекторский корпус стал пополняться молодыми учеными, состоявшимися уже здесь, в Академгородке. Их педагогический опыт, как правило, ограничивался лишь практическими занятиями со студентами НГУ, для многих ведение самостоятельного лекционного курса оказалось внове. Здесь проблема программ стала приобретать уже и содержательный характер… Конечно никто не покушался на право молодых педагогов переосмыслить курс по-своему, составить свое видение его. Это было бы вопреки уже сложившейся традиции. Но эксперимент не означал самотека. Ведь студент в курсе любой степени оригинальности должен получить некоторый законченный комплекс знаний, увязанный к тому же с содержанием других, читаемых на специальности дисциплин. И вот когда лекторы уже приучились заблаговременно выдавать программы своих курсов, что проходило через учебную часть университета, настала пора заняться их содержанием. Надо было выйти на следующий этап работы – приучить кафедры активно контролировать содержание учебного процесса по своим курсам, их «увязку» между собой и с другими дисциплинами. При первоначальном минимальном составе лекторов в этом не было необходимости. Все общались со всеми и обговаривали соответствующие «стыковки» непосредственно друг с другом. Теперь это должно стать первейшей обязанностью многочисленных уже факультетских кафедр.

Когда в учебной части накопился солидный объем учебных программ, то сопоставление их даже неспециалисту показало, что содержательный разнобой частенько отражает лишь вкусовые привязанности авторов, что существует слабая «стыковка» между программами по разным отделам одного и того же курса, дублирование материала по взаимосвязанным дисциплинам и т.д. Даже беглого взгляда на подборку таких программ по общей физике хватило Рему Ивановичу, чтобы уяснить всю остроту проблемы. На ближайшем совещании с деканами факультетов как самый насущный и острый был поставлен вопрос об организации методической работы кафедр. При этом речь шла не только об обработке лекционных курсов. Надо было разворачивать работу и по педагогической подготовке молодых ассистентов, ведущих семинарские и лабораторные практикумы со студентами. Предлагалось следующее. Ассистенты должны хорошо знать лекционный курс, а для этого посещать его вместе со студентами. На каждом лекционном потоке необходимо иметь из опытных преподавателей старших (по западному тьюторов), которые будут опекать свою группу молодых ассистентов: разрабатывать с ними структуру семинаров и практикумов, организовывать обмен опытом и взаимопосещение занятий, посещать и анализировать занятия своих подопечных. О том, какое значение придавало руководство университета методической работе преподавателей, свидетельствует то факт, что старшим таких групп предполагалось засчитывать за это специальные часы в учебной нагрузке…

Литература: Лисс Л.Ф., Меледин Г.В. . Брать ответственность на себя. Наука. Академгородок. Университет. Воспоминания. Очерки. Интервью. Вып.1. Новосибирск, 1999. С. 171-185.

[<<] [<] [^] [>] [>>]