[Список Лекций] [История НГУ] [НГУ - вуз нового типа] [<<] [<] [^] [>] [>>]

История НГУ

НГУ - вуз нового типа

НГУ - вуз нового типа

Сегодня в Новосибирском государственном университете учатся более 6,5 тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав: более 2200 человек (штатных, совместителей и почасовиков), из них 44 члена Российской академии наук, более 560 докторов наук и 880 кандидатов наук, НГУ дает треть молодого поколения академической науки России.

Отличительной особенностью обучения в НГУ является обязательная исследовательская практика в институтах СО РАН.

Сибирское отделение Академии наук СССР было создано как региональный научный центр в целях ускоренного освоения богатейших минерально-сырьевых ресурсов Сибири, укрепления научно-технического потенциала края.

Городки науки существуют не только у нас в России. Есть ли различие в организации подобных научных центров за границей и Академгородка?

На этот вопрос корреспондента журнала «Огонек» академик Михаил Алексеевич Лаврентьев – «Президент сибирской науки», как называли его в западной прессе, ответил так: «Есть. Задачи СО АН СССР сформулированы четко: наука – кадры - производство. Всюду, как правило, в основе лежит университет, а научные лаборатории при нем. У нас же наоборот: существует комплекс сильных академических институтов и фактически при них университет. Преподавание ведут ученые, работники Академии наук. Практику студенты проходят в научных институтах. В этом смысле наш городок единственный в мире».

Итак, НГУ с самого возникновения рассматривался «как вуз нового типа», в котором основой подготовки специалистов является интеграция науки и образования.

Эта установка определила специфику учебных планов (а НГУ получил право работать по индивидуальным планам), структуру учебного процесса. И хотя Ученый совет университета ежегодно корректирует учебные планы, исходя из требований жизни и достижений науки, основные их принципы вот уже полвека остаются неизменными:

1) максимальная концентрация общенаучных дисциплин на первых трех курсах обучения;

2) лекционные курсы, практические, лабораторные и семинарские занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, широко привлекаются для этих целей ученые из институтов СО АН.

Два последних курса отведены для исследовательской работы студентов в научных институтах. Обычно студент ведет самостоятельное исследование или выполняет какой-то участок в коллективной работе сотрудников института. Территориальная близость университета и институтов позволяет студентам активно участвовать в проводимых там семинарах, научных совещаниях и конференциях, знакомиться с последними научными достижениями, иметь представление о важных проблемах науки, встречаться с крупными учеными, работающими в СО РАН, а также приезжающими из других городов страны и из-за рубежа, непосредственно участвовать в научном поиске. Важно подчеркнуть также, что студенты имеют редкую возможность пользоваться материально-технической базой академических институтов.

Большинство исследований, выполненных старшекурсниками в академических институтах, имеют научное или прикладное значение.

Наш университет готовит специалистов для основных направлений современной науки. В настоящее время в НГУ действуют более 120 ведущих научных школ российского и мирового уровня.

В феврале 2007 г. НГУ стал победителем всероссийского конкурса инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование». В рамках этого проекта университет в 2007-2008 гг. получил на развитие 901 миллион рублей. В настоящий момент в НГУ функционируют 12 научно-образовательных комплексов, которые позволяют вывести вузовскую науку на качественно новый уровень и обеспечивают вовлечение науки и бизнеса в образовательный процесс, а также реальную интеграцию деятельности всех участников НОК – факультетов и подразделений НГУ, институтов СО РАН, инновационных фирм.

[<<] [<] [^] [>] [>>]